ТРЕНИНГИ

Многим знакома ситуация, когда сложно сделать правильный выбор в процессе принятия ответственного решения. В поисках ответа мы обращаемся к книгам или штудируем интернет. Но в результате огромное количество переработанной информации не разрешает проблемы. И внезапно в поле нашего внимания попадает история, которая позволяет достаточно просто решить проблему. Это может быть обыкновенный анекдот, жизненная история или точно подмеченная фраза. Подобные метафоры способны глубоко проникать в наше подсознание. В результате правильный ответ к нам приходит сам собой.

В древние времена подобные истории назывались сказительством. Наши предки придумывали рассказы, основой для которых были вполне реальные факты. При этом историям придавался мистический характер. В результате на свет появлялась сказка. Сегодня же подобное искусство носит название сторителлинга.

Сторителлинг - это повествование различных мифов, сказок, притч или былин. Причем сами рассказы могут быть и о выдуманных, и о реальных героях. Среди психологов подобные истории носят название метафор, так как основой их создания являются сходства и аналогии, которые формируются по формуле «Х относится к Y как A относится к В».

Подобные рассказы призваны оказывать воздействие путем понятного и простого намека. Главным принципом сторителлинга является то, что слушателю нужно понять суть рассказа, для чего необходимо активизировать правое полушарие. Именно эта часть головного мозга обрабатывает информацию, выраженную в образах или символах. Результат прослушивания подобных историй следующий: человеческое подсознание получит некоторый опыт, о котором говорилось в притче. Таким образом, сторителлинг - это отличный инструмент для работы с бессознательным.

Данная методика была разработана Дэвидом Армстронгом, являющимся главой корпорации Armstrong International. В процессе создания сторителлинга им был учтен следующий психологический фактор: рассказы значительно легче воспринимаются, они более увлекательны и интересны, чем логические доводы и сухие рассуждения. После того, как человек выслушал вас, он начинает вам доверять. Вам же становится существенно проще убедить его в чем-то или мотивировать на какие-то действия.

В настоящее время наблюдается активное использование сторителлинга в психотерапии. Данное направление называется нарративной психотеропией. Кроме того, этот прием успешно используется в коучинге, бизнесе и во многих других областях. Когда же речь идет об использовании сторителлинга в менеджменте, он называется «копоративный сторителлинг». Именно о нем мы будет говорить в данной статье.

Цели сторителлинга

Чаще всего применение сторителлинга можно наблюдать в сфере работы с персоналом при возникновении следующих ситуаций:

- В процессе передачи некоторых сформировавшихся традиций в конкретной организации, которые основываются на принципе «У нас принято/не принято». Сторителлинг позволяет создать понятную взаимосвязь между прошлым, настоящим и будущим. Человек более явно понимает, кто создал конкретные правила и с какой целью.

- Для того чтобы внедрить новую или укрепить ранее принятую корпоративную идеологию. Подобный метод передачи ценностей упрощает отношения между сотрудниками, а также заметно сокращает количество возникающих конфликтов. При этом самооценка каждого сотрудника повышается. К примеру, Дэвид Армстронг использует множество рассказов о выдающихся поступках обыкновенных служащих. Больше всех он любит историю о девушке, прошедшую в три часа ночи ради клиента милю, и о пожилом сотруднике бухгалтерского отдела, который сумел разобраться в весьма непростой ситуации и сохранил для фирмы очень ценного клиента. Такие рассказы дают возможность работникам осознать, каким должен быть хороший сотрудник компании и какое поведение будет поощряться руководством.

- В процессе обучения новых кадров технике ведения переговоров или работе с возражениями. Истории о том, как компания успешно смогла реализовать какой-то проект, очень ценны. Вот почему сегодня даже некоторые российские фирмы приняли концепцию сохранения информации об основных достижениях ведущих менеджеров.

- Для эффективной мотивации работника. Нужно прививать сотрудникам мнение, что на работе не стоит просто формально отбывать время. Каждый кадр должен рассматривать свой труд как важнейший вклад в продуктивное развитие компании и личную карьеру. Подобные рассказы могут быть о том, как какой-то сотрудник достиг невероятного карьерного роста, а также истории об отцах-основателях фирмы. Сегодня практически каждая западная компания может поделиться со своими сотрудниками историей о том, как сообразительный и хваткий молодой человек, начинавший работать курьером, в итоге дорос до руководителя департамента или, того более, до главного акционера. В СССР на крупных промышленных предприятиях также довольно часто использовался сторителлинг. Это побуждало людей на активные действия.

- Для развития лояльности работников. Когда каждый трудящийся любит и гордится своей компанией, значительно уменьшаются издержки на материальное поощрение персонала и на устранение последствий нелояльного отношения сотрудников.

- Для возвышения менеджера в глазах подчиненных с целью придания ему большего авторитета, сделав при этом образцом для подражания.

- Для контроля отношения сотрудников к ошибкам руководителей и трудным ситуациям, которые случаются в компании. Среди работников фирмы IKEA весьма популярны рассказы о том, насколько скуп основатель бизнеса Кампрад Ингвард. Человек, владеющий крупнейшей сетью магазинов, во время командировок обитает в трехзвездочных отелях и практически не использует такси, выбирая общественный транспорт. Именно там, по словам Ингварда, он узнает предпочтения народа. Недавно журналисты узнали, что возраст автомобиля, на котором ездит основатель крупной компании, перевалил отметку в пятнадцать лет. Также Ингвард предпочитает летать в эконом-классе, а во время совещаний требует от работников использовать две стороны бумажного листа. Подобные рассказы не будут лишними, если распространять их среди сотрудников в тяжелые для компании времена.
Таким образом, зная основные цели сторителлига, можно смело использовать данный инструмент в подобных ситуациях.

Правила сторителлинга

  Чтобы результат от рассказов был максимально высоким, стоит иметь ввиду следующие правила сторителлинга:

- Рассказы должны быть короткими и трактоваться однозначно. Хорошая история - та, в которой делается акцент на главной мысли. Важно, чтобы рассказ завершался поучением. История не должна быть сухой констатацией факта. Она должна быть эмоционально насыщенной и побуждать слушателей к действиям.

- Тот, кто рассказывает историю, должен делать это убедительно. Такую задачу стоит поручать более опытным сотрудникам по сравнению со слушателями. Если история повествуется достаточно увлекательно - окружающие хорошо ее воспримут, не посчитав такой шаг занудством или бесцельным отвлечением от главной темы. Рассказ не будет воспринят, если его мораль не соответствует принятым в компании ценностям.

- Также корпоративный сторителлинг должен быть максимально ненавязчивым. Не нужно рассказывать одну и ту же историю по несколько раз. В историю не будет лишним привносить какие-то новые факты, которые ранее игнорировались. Иначе такие рассказы могут со временем наскучить работникам, которые не первый год трудятся в компании.

- Чтобы сторителлинг был эффективным, надо делать рассказы сквозными. То есть знакомить с ними нужно сотрудников на всех уровнях. Однако для каждого уровня интерпретация должна быть своя.

Отвечая на вопрос, что такое сторителлинг, стоит сказать, что он представляет собой целое искусство, которое сочетает в себе психологические и управленческие моменты. Он дает возможность донести до нужного человека некоторую историю, которая будет мотивировать его к действию. Индейцы говорят: «Кто рассказывает истории, тот управляет миром». Каждый, кто активно использует сторителлинг, сможет подтвердить правдивость этой поговорки. А все потому, что правильно рассказанная история дает возможность воздействовать на человека и его поступки.

Теперь вы имеет представление о том, что такое сторителлинг. Корректное применение этого инструмента поможет вам повлиять на конкретную личность и мотивировать ее на какие-то действия. Данный навык можно использовать и в повседневной жизни, и в бизнесе.
рус  |  укр  |  eng
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ
МЕРОПРИЯТИЙ
(044) 592-45-94